Восточный маршрут коридора «Север – Юг» проходит по железным дорогам России, Казахстана, Туркменистана и Ирана и далее по морскому плечу в страны Персидского залива и Южной Азии.
Благодаря совместной работе российских и туркменских железнодорожников по маршруту уже отправлены первые контейнерные поезда, а также составы с удобрениями из России в Индию через иранский морской порт Бендер-Аббас.
Результатом взаимодействия логистических компаний Российских и Туркменских железных дорог станет запуск регулярного контейнерного сервиса уже в ближайшее время.
Прорабатывается организация перевозок кокса, металлургической продукции и ряда других товаров через Туркменистан и Иран в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию и некоторые другие страны.
По предварительным оценкам, к 2025 году общий объем экспортных перевозок из России по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может составить более 5 млн тонн в год.
С целью наращивания объемов перевозок по коридору «Север – Юг» стороны прорабатывают возможность совместной реализации инфраструктурных проектов в Туркменистане.
В сентябре-октябре 2022 года эксперты ОАО «РЖД» продемонстрировали туркменским коллегам возможности холдинга по проведению ИТ-консалтинга, а также передовые технологии в области автоматизации и цифровизации.
Ожидается, что в ближайшее время будет организована совместная работа по подготовке предложений по цифровой трансформации Туркменских железных дорог, развитию кадрового потенциала.
Напомним, в ходе II Каспийского экономического форума, который состоялся 5-6 октября 2022 года в Москве, председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин особо отметил, что Каспийский регион должен стать одним из крупнейших в Евразии узлов трансконтинентальных перевозок для формирования региональных рынков и наращивания торговой и производственной кооперации.
Глава Правительства РФ заверил, что потенциал грузовой базы коридора предстоит удвоить. «Мы провели оценку прогнозной грузовой базы для коридора Север – Юг. В прошлом году объём перевозок по нему составил около 14 млн тонн. Потенциал роста – практически двукратный к 2030 году. Значит, нам необходимо синхронно снимать ограничения на сети железных дорог и в пунктах пропуска. И создавать условия для запуска бесшовных логистических услуг: от Урала, Поволжья, Балтики – со всей территории России до Персидского залива. И дальше – в Южную Азию и на Ближний Восток, в Африку, что придаст дополнительный импульс региональной и приграничной торговле» – пояснил Михаил Мишустин.
Ранее, 9 сентября Россия, Азербайджан и Иран подписали трёхстороннюю декларацию о развитии транспортного коридора «Север – Юг». Декларация предусматривает строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры, в частности иранской магистрали Решт – Астара. Будущий железнодорожный маршрут коридора «Север – Юг» должен включать логистические центры и сервисы для перевалки российских грузов в портах Энзели, Бендер-Аббас. Кроме того предстоит открыть транспортно-логистический хаб в портовой зоне Бендер-Аббас.
Заместитель Председателя Правительства России Александр Новак по итогам подписания документа подчеркнул, что Россия готова к плодотворному взаимодействию в трёхстороннем формате по выполнению проекта. «Это позволит обеспечить бесшовную транспортировку грузов из Российской Федерации до иранских портов в Персидском заливе. Маршрут протяжённостью более 4 тыс. км должен соединить порты Балтики с портами Персидского залива и обеспечить возможность увеличения грузопотока как в одну, так и в другую сторону. Таким образом, проект «Север – Юг» почти в два раза сократит сроки доставки товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и наоборот», – сказал вице-премьер.
Будущий железнодорожный маршрут должен включать логистические центры и сервисы для перевалки российских грузов в портах Энзели, Бендер-Аббас, терминал в порту Бендер-Аббас для перевалки грузов, следующих в страны и из стран Персидского залива и Южной Азии, а также предусматривать создание транспортно-логистического хаба в портовой зоне Бендер-Аббас.
Инициатива формирования международного транспортного коридора Север – Юг закреплена межправительственным соглашением, подписанным Россией, Индией и Ираном. В дальнейшем к соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция.
В сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние перевозки грузов по МТК Север – Юг сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок. По состоянию на 2022 год основным сдерживающим фактором, который не позволяет полностью раскрыть потенциал МТК Север – Юг, является недостаточно развитая, а местами вовсе отсутствующая железнодорожная инфраструктура. В частности, большинство железных дорог Ирана являются однопутными и неэлектрифицированными, что ограничивает возможность резкого роста транзитных грузоперевозок.
Сейчас у транспортного коридора три маршрута, которые проходят по территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана. Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана (Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад).
Восточный маршрут – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Сарахс (Туркменистан) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) – Инче-Бурун (Иран).
Западный маршрут коридора – железнодорожное сообщение через пограничный переход Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на Иран через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Строительство ветки Решт – Астара позволит объединить в единую сеть магистрали Азербайджана, Ирана, России и сформирует единый железнодорожный сухопутный маршрут с Севера России до Персидского залива. Новая инфраструктура позволит ускорить доставку грузов между европейской частью России, портами Персидского залива и Южной Азии.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Источник новости: https://www.gudok.ru/content/freighttrans/1617429/