Новости

Коридор Север – Юг. Россия, Азербайджан и Иран планируют учредить единого транспортно-логистического оператора

Вице-премьер Правительства России Алексей Оверчук на Международном экспортном форуме «Сделано в России – 2022» рассказал о ключевых решениях по развитию новых транспортно-логистических потоков в Евразии. 

Как отметил вице-премьер, «впервые в истории комплексно сформировались экономические, политические и технологические возможности напрямую связать север и юг континента».

В 2022 году началась активная переориентация на рынки стран, лежащих к югу от России. И поиск новых международных путей для экспорта приводит к необходимости ускоренного развития транспортно-логистического направления Север – Юг. Его очевидным преимуществом является то, что многие страны, находящиеся к югу от России, входят в Евразийское экономическое сообщество, в Шанхайскую организацию сотрудничества и в БРИКС или сотрудничают с этими объединениями. Дружественная или нейтральная позиция этих стран, по словам Алексея Оверчука, позволяет обеспечивать безопасную транспортную логистику и независимые финансовые взаиморасчёты, то есть создавать международные транспортные коридоры в направлении стран, демонстрирующих наибольшие темпы экономического роста, где сегодня проживает большинство населения планеты и куда смещается мировой центр экономической активности.

«Санкционное давление на нашу страну подтолкнуло и ускорило решения по нашей переориентации на формирующиеся центры мировой экономической активности, – отметил Алексей Оверчук.  – Преимущества развития направления Север – Юг сегодня очевидны не только для России, но и для наших ближайших соседей по ЕАЭС и СНГ. При этом выгодность этого направления по сравнению с коридором Восток – Запад для наших стран обуславливается различными экономическими смыслами этих маршрутов. В то время как функционал международного транспортного коридора Восток – Запад носит преимущественно транзитный характер, то есть мы по своим дорогам везли китайские грузы в Европу, МТК Север – Юг поддерживает экспортное развитие всех экономик стран ЕАЭС и СНГ, что предопределяет общую заинтересованность в этом направлении. Конечно же, когда-нибудь, в каком-то будущем, начнётся нормализация отношений с Европой, МТК Север – Юг также разовьёт и транзитную составляющую, которая составит убедительную конкуренцию Суэцкому каналу.

На сегодняшний день рассматриваются три региона, через которые будет обеспечиваться транспортная взаимосвязанность нашей экономики с рынками на юге Евразии: Прикаспийский регион, Центральная Азия, а также Сибирь и Дальний Восток.

В Прикаспийском регионе происходит активное развитие Каспийского международного транспортного коридора, состоящего из трёх маршрутов. Первый проходит по западному берегу Каспия через Дагестан, Азербайджан и Иран. Второй является морским и обеспечивает взаимосвязи между портами всех государств бассейна Каспийского моря. Третий маршрут проходит вдоль восточного берега Каспия из России через Казахстан и Туркмению в Иран. Первый и третий маршруты обеспечивают как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.

SZDkzpOED3E.jpg

Фото: пресс-служба Международного экспортного форума «Сделано в России – 2022» 

Каспийский международный транспортный коридор позволяет выходить к морским портам Ирана и обеспечивает связанность с рынками Пакистана, Индии, Юго-Восточной Азии, государств Персидского залива и Африки. «Именно на Южном Кавказе, уточнил Алексей Оверчук,  – сегодня формируется перекрёсток основных международных транспортных коридоров Север – Юг и Восток – Запад. В случае его создания экономики Азербайджана, Армении и Грузии начнут получать дополнительную ренту, связанную с преимуществом их географического положения в Евразии. Значительную роль в этой связи будет играть разблокирование транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью через территорию Армении или Ирана».

Активность по модернизации и совершенствованию международного транспортного коридора Север – Юг сегодня набирает обороты. В результате удобный доступ к новым основным рынкам получают российские экспортёры, находящиеся в Северо-Западном, Центральном, Южном, Приволжском, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах, то есть там, где находится основная производственная база несырьевого экспорта России.

В значительной степени инфраструктура международного транспортного коридора Север – Юг уже существует, и по ней осуществляются автомобильные и железнодорожные перевозки. Однако, как подчеркнул вице-премьер, она не отвечает ожидаемому возрастанию объёмов перевозок и нуждается в модернизации и наращивании мощностей. В этой связи Россия завершает модернизацию пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе и развитие железнодорожного пункта пропуска Дербент на базе станции Самур-2.

«Возобновились переговоры по строительству недостающего 160-километрового отрезка железнодорожного пути между Рештом и Астарой в Иране, ведётся электрификация железной дороги Гармсар – Инче Бурун, а также планируется комплекс работ по увеличению средней скорости железнодорожного движения в этом регионе, – заявил Алексей Оверчук.  – Россия, Азербайджан и Иран ведут переговоры по созданию трёхстороннего транспортно-логистического оператора западного маршрута, что позволит управлять грузопотоком, гармонизировать процедуры пограничного контроля и обеспечить бесшовное прохождение товаров от портов Персидского залива до Балтики и в обратном направлении. Иран начинает работать над модернизацией и интеграцией своих портов с железнодорожной системой страны. Также будут производиться инвестиции в развитие терминалов и строительство логистических центров в портах Бендер-Аббас и Чабахар».
 
Вице-премьер также высоко оценил потенциал и двух других направлений. Второй международный транспортный коридор будет проходить через Казахстан и Узбекистан в Афганистан, Пакистан и Индию. Для его реализации необходимо строительство примерно 600 км железной дороги через Афганистан по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Пешавар.  По словам Алексея Оверчука, подготовительные работы с Узбекистаном проводятся и есть ожидания, что эта дорога будет построена по российским стандартам – с колеёй 1520 мм. «Позитивные сдвиги в Афганистане, а также поддержка этого перспективного проекта со стороны международных финансовых институтов могут сделать его реальностью и обеспечить прямое железнодорожное сообщение для российских экспортёров с пакистанскими портами Индийского океана, а также соединение с железной дорогой Индии», – пояснил вице-премьер.

Развитие третьего международного транспортного коридора связано с модернизацией и строительством железных и автомобильных дорог между Россией и Китаем через территорию Монголии. Для этого на российско-монгольской границе планируется реконструкция пункта пропуска Наушки. Планируется модернизация Центрального железнодорожного коридора, строительство Восточного железнодорожного коридора, который соединит Забайкальский край с северо-восточными районами Китая, а также Западного железнодорожного коридора из Тывы к северным провинциям Китая. 

Международный экспортный форум «Сделано в России» прошёл в 2012 году – главное событие года для предпринимательского сообщества, экспортёров и тех, кто планирует расширить свой бизнес за счёт выхода на зарубежные рынки и ищет новых партнёров в части критического импорта. В этом году форум проходит с 20 по 22 октября в Центральном выставочном зале «Манеж». В нём принимают участие представители более чем 50 субъектов Российской Федерации и свыше 50 стран, среди которых Азербайджан, Ирак, Иран, Турция.  Экспозиция занимает 1,2 тыс. кв. м. Здесь представлены инновационные разработки свыше 130 компаний-экспортёров из разных регионов России.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Источник новости: https://www.gudok.ru/content/freighttrans/1617648/

ФОРМА

Форма заявки

Пользователь, оставляя заявку на интернет-сайте tkpark.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие).