Программа субсидирования перевозок нефтепродуктов по железной дороге действует с 2022 года, придя на смену действовавшему механизму «дальневосточного демпфера». Господдержка рассчитана на транспортировку во внутреннем сообщении автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина. На её реализацию в текущем году из федерального бюджета направлено около 9,8 млрд руб. Субсидии действовали с февраля по 4 июля.
Новое постановление правительства, опубликованное 13 декабря, не только возобновляет предоставление льготного тарифа на отправку ряда нефтепродуктов, но и включает в механизм субсидирования регионы Сибирского федерального округа – Красноярский край и Иркутскую область. «Это позволит сдержать динамику оптовых цен, снизить давление на розницу, а также поддержать местных независимых операторов АЗС», – отмечено на официальном сайте правительства.
Для возмещения потерь ОАО «РЖД» от организации таких поставок в федеральном бюджете заложены средства на субсидирование программы. В 2023 году их объём составит 9,3 млрд руб., в 2024 году – 9,6 млрд руб., а в 2025 году – 10,2 млрд руб.
Решение для баланса
Как рассказал «Гудку» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, поставки топлива в Дальневосточный федеральный округ на 50% закрываются объёмами производства Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов (Дальний Восток), а на 50% – другими предприятиями (например, Ангарской нефтехимической компанией, Ачинским и Омским заводами – Сибирь).
«В последние несколько лет наблюдалось увеличение стоимости тарифа на железнодорожную перевозку. Это привело к тому, что оптовая цена (в расчёт которой входит железнодорожный тариф. – Ред.) сибирской продукции в ряде случаев стала превышать розничную, которая регулируется государством (её рост не должен превышать инфляцию), – сообщил Евгений Аркуша. – А рыночные условия складываются так, что стоимость топлива дальневосточных заводов формируется на уровне сибирских. Следовательно, ценовая разбалансировка отразилась и на них».
Для стабилизации ситуации с февраля этого года правительство ввело механизм субсидирования для железнодорожных перевозок некоторых видов нефтепродуктов в направлении Дальнего Востока. Мера была отменена в июле 2022 года из-за исчерпания средств федерального бюджета, после чего оптовая стоимость продукции резко возросла, считает эксперт.
Правительство приняло решение вновь установить льготный тариф на транспортировку топлива с апреля 2023 года – в период наибольшего спроса на эту продукцию. Увеличилось и число направлений перевозок – добавлены Красноярский край и Иркутская область.
По мнению Евгения Аркуши, такое решение связано с тем, что географически Сибирский федеральный округ расположен вблизи Дальневосточного, потребность регионов обеспечивается одними нефтебазами, заводами. Следовательно, ценовая разбалансировка сказывается и на Восточно-Сибирском экономическом районе.
«Минэнерго выступает за системную поддержку реализации топлива для потребителей Дальнего Востока и Сибири, которые удалены от основных нефтеперерабатывающих мощностей центральной части России, – ранее отмечал первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. – Доступность топлива, сдержанная динамика оптовых цен станут гарантами сохранения изменения конечных розничных цен на уровне не выше инфляции, высокого качества топлива, а также доходности АЗС на приемлемом для бизнеса уровне».
Отметим, что Красноярский край является вторым по площади субъектом РФ, его протяжённость с юга на север составляет почти 3 тыс. км.
Как сообщили «Гудку» в пресс-службе Минэнерго, это создаёт дополнительные сложности при доставке топлива внутри региона. Через Иркутскую область осуществляется доставка нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия), так как помимо завоза грузов Северным морским путём это единственно возможный способ транспортировки нефтепродуктов в регион.
Топливо из Сибирского федерального округа транспортируется по железной дороге до станций Лена и Лена-Восточная (Иркутская область, Восточно-Сибирская магистраль), на которых происходит перевалка грузов с железнодорожного на речной транспорт с последующей отправкой в труднодоступные, в том числе арктические, районы Якутии.
«Главной целью субсидирования является не столько увеличение объёмов поставок и переориентация грузовых потоков, сколько снижение себестоимости регионального импорта субсидируемых топлив для поддержки независимых участников рынка», – добавили в пресс-службе Минэнерго.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Источник новости: https://www.gudok.ru/content/freighttrans/1622758/