Новости

Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде

20.02.2023 15:57:27
ЖД Транспорт / Интервью



РЖД-Партнер

Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде

Законы и подзаконные акты по вопросам железнодорожной перевозки часто пишутся или с подачи РЖД, или по согласованию с ними. Об этом РЖД-Партнеру рассказывает Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Интересы клиентов железнодорожной отрасли преимущественно игнорируются, поэтому грузоотправители, терпящие убытки от поведения железнодорожного перевозчика, в редких случаях предъявляют иски к железнодорожному монополисту.

Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде

– Ольга, вы говорите, что клиенты жалуются, что РЖД не принимает груженые вагоны к перевозке. Кто платит неустойку?

– Клиент. Оператор ему предъявляет неустойку за задержку вагонов под погрузкой.

– Но задержка происходит по вине РЖД?

– В этой так называемой задержке вина только РЖД. Но чтобы доказать ее, надо идти в суд, а судебная практика здесь неоднозначная. Есть позиция Верховного суда, что такие убытки должны возмещаться.

– Почему участники рынка железнодорожных перевозок не идут в суд за защитой от железнодорожного монополиста?

– Грузовладельцы опасаются ссориться. Они предполагают, что РЖД в ответ будет «вставлять палки в колеса». На деле к тому, кто готов отстаивать свои права, железнодорожный перевозчик относится более внимательно, не допуская последующих нарушений. Если ничего не делать – лучше не станет точно.

– Еще вариант. Оператор, получив заявку от клиента и подписав с ним договор, направил подвижной состав под погрузку. Но в последний момент клиент отказался. Кто виноват?

– Оператор чаще направляет вагоны за свой счет, оформляя железнодорожную накладную на порожний рейс вагона. Но если он остался не востребованным клиентом, то в договоре на этот счет предусмотрено условие: клиент возмещает убытки в виде двух порожних пробегов вагона, а также платит неустойку с того момента, как вагон был направлен ему, и до того момента, пока он не прибудет на новую станцию погрузки. В итоге у оператора в этой ситуации две группы убытков: от оплаты порожних пробегов по железной дороге и в связи с упущенной выгодой, так как заработать на перевозке груза не удалось по вине клиента. И если расходы на порожний пробег вагонов доказать в суде легко – достаточно представить железнодорожные накладные, то упущенная выгода доказывается сложнее. Поэтому вместо нее в договор включают условие о неустойке, так как стандарт доказывания в этом случае проще.

– Неустойка покрывает всю сумму убытков оператора?

– Да, бывает, что итоговая сумма убытков с неустойкой даже больше стоимости несостоявшейся перевозки. Ведь оператор может не сразу найти нового грузоотправителя, а на все время простоя будет начислена неустойка.

– В этом случае клиент согласен с решением суда…

– Нет, возражает, что тоже совершенно понятно. Подчеркну, что сумма убытков с неустойкой бывает больше стоимости услуги, от которой клиент отказался.

– Клиенты идут в суд с исками против операторов?

– Чаще – наоборот: в суд с иском против клиента идет оператор. По общему правилу (ст. 394 ГК РФ) убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой. Взыскать и то и другое можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Источник новости: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/konechnye-ubytki-ot-nesostoyavsheysya-perevozki-schitayut-v-sude/

ФОРМА

Форма заявки

Пользователь, оставляя заявку на интернет-сайте tkpark.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие).