Новости

Ставки аренды железнодорожных цистерн достигли максимума

Ставки аренды железнодорожных цистерн достигли максимума

01.09.2023

Это связано с дефицитом подвижного состава на юге и трудностями с движением на сети РЖД

В августе нижняя граница диапазона ставок аренды нефтеналивных цистерн на срок не менее года осталась на уровне июля – 1640 руб./сутки, а верхняя граница выросла на 90 руб. до 1900 руб./сутки, говорится в обзоре «Argus Нефтетранспорт» (есть у «Ведомостей»). Такая цена стала максимальной за всю историю мониторинга ставок Argus, которую она ведет с апреля 2010 г. В результате диапазон стоимости предоставления цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов (помимо ставки аренды включает цену отцепочного ремонта, наценки оператора) в августе увеличился до 2030–3480 руб./сутки с 2030–3400 руб./сутки в июле, добавляют в Argus.

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник подтверждает рост ставок: по его оценке, в августе аренда нефтебензиновых цистерн подорожала на 6% к июлю – до 1890 руб./сутки, а с начала года рост составил более 30%. По данным «Infoline-аналитики», ставки долгосрочной аренды большекубовых цистерн с начала года уже выросли более чем на 35% и в августе составляли от 2100 руб./сутки без НДС, а на спотовом рынке доходят до 3000 руб./сутки и выше.

«Сохраняющиеся трудности с железнодорожным движением, в том числе из-за скопления вагонов, ремонтных работ на сети РЖД и нехватки локомотивной тяги, а также продолжающееся списание цистерн ввиду завершения срока службы привели к дефициту вагонов на рынке», – говорится в обзоре Argus.

Крупнейшие российские операторы нефтеналивного парка – «Трансойл», «Нефтетранссервис» (НТС) и RAILGO. В совокупности на них приходится парк в 118 800 цистерн (около 60% рынка). По данным ИПЕМа, к июлю 2023 г. парк нефтебензиновых цистерн вырос с начала года на 2,8% до 193 900 шт. «Ведомости» направили запросы им, а также крупнейшим нефтяным компаниям. В Союзе операторов железнодорожного транспорта от комментариев отказались.

Представитель НТС сказал, что среднерыночная ставка аренды по всем контрактам, в том числе долгосрочным (контракты от 3 лет. – «Ведомости»), сейчас находится «на уровне 1500–1650 руб./сутки». Динамику ставок в компании не уточнили. Рост ставок также подтверждают в Информационном центре операторов (ИЦО) подвижного состава. По словам его представителя, текущие ставки по долгосрочной аренде нефтебензиновых цистерн превысили рекордный уровень 2010 г., хотя и росли вдвое медленнее инфляции – прибавили 75–80% за последние 13 лет (инфляция за тот же период составила 143%).

На текущие предложения по аренде парка, по словам представителя НТС, может оказывать влияние обновление подвижного состава основными операторами, что в ряде случаев приводит к коррекции ставок из-за ограниченной возможности производства вагонов-цистерн и существенного роста цен на них, отмечают в компании. Он подчеркивает, что текущая ситуация на рынке нефтеналивных грузов «является равновесной» и обеспечивает вывоз готовой продукции «в тех параметрах и ожиданиях, которые на настоящий момент может обеспечить инфраструктура железнодорожного транспорта».

В ИЦО считают, что существующего парка цистерн «в целом достаточно». Но признают, что на отдельных направлениях (южные или труднодоступные регионы на востоке) возможен дефицит. «При сохранении тенденций по ухудшению ситуации на сети РЖД количество локальных кризисов с перебоями поставок нефтепродуктов может увеличиться, а ставки продолжат расти», – говорит представитель ИЦО. В конце августа представители топливных компаний Крыма сообщали «РИА Новости», что перебои с продажей бензина, дизеля и газа на АЗС полуострова связаны с логистическими особенностями региона. Также о проблемах с поставками топлива на АЗС сообщали региональные СМИ Краснодара, Волгограда, Ставрополя и др. В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» подтверждали, что «сложности с ритмичностью поставок» топлива на юг России возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в туристический сезон (см. «Ведомости» от 23 августа).

Крупные аграрные регионы – Ставропольский, Краснодарский край и Крым – заявляют о низких запасах топлива, сообщал 30 августа министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. По его словам, в большинстве сельскохозяйственных регионов в августе наблюдается рост цен на топливо на 13% по сравнению с августом 2022 г. Минсельхоз сообщал, что направил в Минэнерго и Минтранс обращение по поводу роста цен на дизель и перебоев в поставках. Минэнерго, в свою очередь, как писали «Ведомости», договорилось с РЖД и нефтяниками о «точечном решении проблем» исходя из приоритета снабжения аграриев топливом в период уборки урожая (см. «Ведомости» от 23 августа).

Из отчета Argus следует, что самая сложная ситуация с отгрузками топлива складывается на Северо-Кавказской железной дороге, которая работает с портами Азово-Черноморского бассейна. Также сложности отмечались на Октябрьской и Куйбышевской железных дорогах, а перевозки нефтепродуктов на Дальний Восток и в страны Центральной и Восточной Азии усложнились в том числе из-за ремонтов на инфраструктуре РЖД.

В результате за январь – июль 2023 г. погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожной сети, по данным РЖД, сократилась на 2% в годовом выражении – до 122,6 млн т. Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что цистерны для нефтепродуктов «долго простаивают у получателей в ожидании слива» топлива. Это ухудшает ситуацию с их вывозом на станциях и сдерживает рост объемов перевозок топлива в регионы, где нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), продолжает он. В регионах, где НПЗ есть, по его словам, топливо доставляется на местные АЗС автотранспортом.

Слободяник из ИПЕМа добавляет, что ставки на аренду цистерн увеличиваются из-за выросшей потребности в этом виде подвижного состава «на фоне замедления работы сети» (рост времени доставки грузов по железной дороге. – «Ведомости») и увеличения времени оборота подвижного состава. В июле этот показатель, по данным ИПЕМа, вырос более чем на 13% к январю 2023 г., хотя среднее расстояние груженого рейса цистерны сократилось на 2,3%. Эксперт прогнозирует, что в ближайшие несколько месяцев ставки аренды могут достигнуть 2000 руб./сутки.

По словам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, из-за нехватки вагонов-цистерн для перевозки нефтяных грузов объемы транспортировки по железной дороге могут продолжать снижаться. В результате часть производителей может перейти на доставку топлива автомобильным и водным транспортом, полагает он.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавляет, что рост цен на топливо на внутреннем рынке сейчас дополнительно усугубляется дефицитом цистерн, большая часть из которых загружены поставками на экспорт.

Как ранее писали «Ведомости», стоимость бензина в опте растет с начала апреля, а цены на дизель – с середины июля. Цена Аи-95 на бирже СПбМТСБ с 17 августа обновляет исторический максимум практически каждый день. 31 августа 1 т бензина этой марки можно было купить за 74 304 руб. (+12% с конца июля). Стоимость дизтоплива на бирже достигла пика 17 августа – 1 т горючего в этот день торговалась по 67 848 руб. 31 августа цена дизеля снизилась до 67 116 руб./т. Аи-92 установил исторический рекорд в 64 879 руб. еще 24 июля. Затем котировки несколько откатились, но в конце августа опять подбираются к максимальному уровню. 31 августа 1 т 92-го бензина продавалась на бирже по 63 946 руб. Рост оптовых цен подстегивает стоимость и в рознице: в июле этого года бензин на АЗС подорожал на 2,2%, сообщал Росстат. В январе – июле бензин подорожал на 4,8%, дизель – на 0,6%.

«Ведомости» направили запросы в «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть».

Дарья Савенкова.

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/09/01/992920-stavki-arendi-zheleznodorozhnih-tsister…

Источник новости: http://www.railsovet.ru/news/industry_news/?ELEMENT_ID=12072

ФОРМА

Форма заявки

Пользователь, оставляя заявку на интернет-сайте tkpark.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие).